В нашем храме важное событие — у нас новый Антиминс.

На днях в нашем храме произошло одно важное событие, которое для большинства наших прихожан осталось незамеченным.

Мы получили новый антиминс за место старого. Что такое антиминс?

Антиминсом называется освященный архиереем шелковый плат (платок), с изображением на нем положения Иисуса Христа во гроб и, обязательно, с зашитою на другой его стороне частицею мощей какого-либо святого, так как в первые века христианства Литургия всегда совершалась на гробницах мучеников. Без антиминса нельзя совершать Божественную Литургию. В переводе с греческого это слово означает «вместопрестолие».

Как вы все знаете, самой главной частью храма является алтарь. В алтаре совершается священнослужителями Богослужение и находится самое святое место во всем храме – святой престол, на котором совершается таинство святого Причащения. Алтарь устраивается на возвышении. Он выше прочих частей храма, чтобы всем было слышно Богослужение и видно, что делается в алтаре. Самое слово «алтарь» значит возвышенный жертвенник.

Престолом же называется особо освященный четырехугольный стол, находящейся посередине алтаря и украшенный двумя одеждами: нижнею – белою, из полотна, она называется срачицей, и верхнею, – из более дорогой материи, большею частью из парчи или шелка, которая носит название индитий. На престоле таинственно, невидимо, присутствует Сам Господь, как Царь и Владыка Церкви. Прикасаться к престолу и целовать его могут только священнослужители.

На престоле обязательно лежат Святое Евангелие, кресты, стоит Дарохранительница со частицами Тела и Крови Христовых, заготовленными в Великий Четверг для причащения больных, а также находится и сам антиминс. Для сохранности антиминс завертывается в другой шелковый плат, называющейся илитоном. Он напоминает нам сударь (плат), которым была обвита голова Спасителя во гробе. На самом антиминсе лежит губа (губка) для собирания частиц Св. Даров. В первые века христианства было принято совершать Литургию на гробах христианских мучеников. Вот и в престол стали вкладывать частицу мощей святых мучеников.

Затем престол и весь храм освящался епископом (правящим архиереем этой епархии). И лишь после этого назначенный в этот храм священник мог совершать богослужение.

Итак, освященный престол с частицей мощей и есть та святыня, которая делает возможным совершение Литургии в конкретном храме.

Однако представим себе, что храм построен в глухой чаще или в горах. И епископ не может оперативно добраться туда, чтобы совершить полный чин освящения. Или храм еще строится, а люди нуждаются в том, чтобы Божественная служба совершалась. Или священник уходит в затвор, в пустыню и там собирается служить Литургию (для себя или для иных затворников), или миссионер едет к дикарям, чтобы крестить их, и он тоже как-то должен для них служить службу… Таким образом, еще с древности появилась нужда в «переносных» престолах. И для этого был изобретен антиминс («вместопрестолие»). На антиминсе было написано, где можно с этим антиминсом совершать богослужение.

Вот как об этом пишет св. Симеон Солунский в 14-м веке: «Эти антиминсы делаются из льняной ткани и употребляются вместо священной Трапезы (то есть престола. – свящ. К.П.). Они предварительно шьются и изготавливаются… и на них совершается все, что и на божественной Трапезе. Когда нужно, по усмотрению архиерея, они, полным чином освященные, посылаются в места, где нет престола, и на них совершается божественное священнодействие Таин».

Таким образом, мы видим, что такое антиминс и для чего он нужен. И по идее, он не нужен в том храме, который освящен полным чином и в котором есть освященный престол. Но он нужен для богослужения в доме или храме неосвященном.

Этот принцип сохранялся в Греции и в Древней Руси. Антиминс мог быть, но его могло и не быть.

Однако Собор Русской Церкви 1655 года постановил, чтобы антиминс был в любом храме, даже освященном. Постановления Собора соблюдаются в России незыблемо и ныне. В Греции соблюдается древняя практика, то есть если престол храма освящен полным чином, антиминса там может не быть.

В России чаще всего мы встречаемся со следующей ситуацией: строится (или реставрируется) храм. В этот храм владыка надписывает и посылает антиминс. И в храме совершается Божественная служба. А когда храм полностью восстановлен, тогда происходит торжественный чин его освящения. Но и после освящения антиминс остается лежать на святом престоле.

В нашем храме до сих пор лежал антиминс, подписанный владыкой Иовым. Но в связи с тем, что титул нашего архиерея поменялся, он стал именоваться митрополитом Челябинским и Миасским, правящий архиерей принял решение для всех храмов Челябинской епархии надписать новые антиминсы, где наименование правящего архиерея в связи с решением Священного Синода стало именоваться Челябинским и Миасским

Антиминс лежит под Святым Евангелием. Чтобы его раскрыть, Евангелие нужно переставить на другое место.