В святом Антиминсе нашего храма находятся частицы мощей святых

В святом Антиминсе нашего храма находятся частицы мощей святых священномучеников Владимира Четверина и Иоанна Рижского,  пострадавших за Веру во Христа во времена великой смуты.

Свя­щен­но­му­че­ник Вла­ди­мир Чет­ве­рин ро­дил­ся в 1874 го­ду, в се­ле Ба­рах­ман-Гарт Ар­да­тов­ско­го уез­да Сим­бир­ской гу­бер­нии в про­стой, бла­го­че­сти­вой се­мье. С юно­сти воз­лю­бил он путь учи­тель­ства и воз­же­лал всем серд­цем нести лю­дям свет Хри­сто­вой ве­ры.

Долгое время он работал учителем в школе грамоты, затем – в церковно-приходской школе. В возрасте 36 лет, был рукоположен в сан священника и направлен служить в свое родное село Барахман-Гарт в Мордовии.

У отца Владимира с матушкой Марией было 11 детей, трое из которых умерли в младенческом возрасте. Продолжая путь отца, многие из них подвизались на ниве учительства, а трое его сыновей, как и отец, примут мученическую кончину и будут расстреляны.

На­сту­пали го­ды ве­ли­кой сму­ты на Ру­си. Брат вос­стал на бра­та, и мно­же­ство му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Хри­сто­вых му­че­ни­ем и да­же смер­тью сво­ей за­сви­де­тель­ство­ва­ли вер­ность ко Гос­по­ду. По­стра­дал за Хри­ста и отец Вла­ди­мир, по­ка­зав нам, греш­ным, си­лу ве­ры Бо­жи­их угод­ни­ков.

В то вре­мя у лю­дей без су­да и след­ствия от­би­ра­ли хлеб, об­ре­кая их на го­лод­ную смерть, по­это­му при­хо­жане Хри­сто-Рож­де­ствен­ской церк­ви без со­мне­ния до­ве­ри­ли хра­не­ние зер­на сво­е­му лю­би­мо­му ба­тюш­ке Вла­ди­ми­ру. Он же, воз­лю­бя ближ­них сво­их, как се­бя, по за­по­ве­ди Гос­под­ней и по стрем­ле­нию чи­сто­го сво­е­го серд­ца, от­нес­ся к се­му по­ру­че­нию со всею от­вет­ствен­но­стью и тща­ни­ем.

Ко­гда же неко­то­рые из сель­чан за­хо­те­ли изъ­ять весь хлеб в об­мен на фаль­ши­вые день­ги, отец Вла­ди­мир раз­га­дал этот лу­ка­вый за­го­вор и встал на за­щи­ту при­хо­жан, не по­бо­яв­шись обид­чи­ков. То­гда го­ни­те­ли, по­те­ряв стыд и со­весть, по­тре­бо­ва­ли от священника на­ру­шить тай­ну ис­по­ве­ди и вы­дать мет­ри­че­ские кни­ги. Од­на­ко безстраш­ный иерей пред­по­чел пре­тер­петь му­ки, неже­ли на­ру­шить свя­щен­ни­че­скую при­ся­гу и вы­дать цер­ков­ное до­сто­я­ние.

19 ав­гу­ста 1918 го­да иерей Вла­ди­мир в по­след­ний раз от­слу­жил Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию. Нена­вист­ни­кам Име­ни Хри­сто­ва не нуж­но бы­ло ни­ка­ких по­во­дов, кро­ме вер­но­сти Бо­гу, чтобы осу­дить батюшку на стра­да­ния и да­же на смерть. С это­го дня на­ча­лись чест­ные стра­да­ния свя­щен­ни­ка: его из­ну­ря­ли до­про­са­ми, пы­та­ясь за­ста­вить от­речь­ся от ве­ры Хри­сто­вой. Но стра­сто­тер­пец с че­стью от­ве­чал кле­вет­ни­кам, что слу­же­ние свя­щен­ни­ка за­клю­ча­ет­ся не в про­тив­ле­нии зем­ной вла­сти, а в том, чтобы во­ля Бо­жия бы­ла «яко на небе­си и на зем­ли». Кле­ве­ту и арест ба­тюш­ка, по сми­ре­нию сво­е­му, при­нял без­ро­пот­но и да­же с ра­до­стью, а жи­те­ли Ба­рах­ман-Гар­та, остав­ши­е­ся без пас­тыр­ско­го по­пе­че­ния, па­мя­туя о том, что Бо­гу все воз­мож­но, укреп­ля­ли от­ца Вла­ди­ми­ра сво­и­ми непре­стан­ны­ми мо­лит­ва­ми и про­си­ли снять арест с при­ход­ско­го свя­щен­ни­ка.

В час но­чи 1 сен­тяб­ря 1918 го­да отец Вла­ди­мир был вы­ве­ден на рас­стрел. Обод­ря­е­мый и укреп­ля­е­мый Свя­тым Ду­хом Уте­ши­те­лем, он как сми­рен­ный аг­нец пре­тер­пел все стра­да­ния без ро­по­та и спо­до­бил­ся му­че­ни­че­ской кон­чи­ны.

Зем­ля Мор­дов­ская, об­ре­ла неусып­но­го мо­лит­вен­ни­ка и сми­рен­но­го за­ступ­ни­ка за нас, греш­ных.

В сентябре 2007 года мощи святого были обретены и перенесены в собор святого Феодора Ушакова в г. Саранске. За свои чест­ные стра­да­ния свя­щен­но­му­че­ник Вла­ди­мир спо­до­бил­ся сто­я­ния одес­ную пре­сто­ла Гос­под­ня, яв­ное сви­де­тель­ство че­му его пре­чест­ные мо­щи, чу­дес­ным об­ра­зом со­хра­нив­ши­е­ся нетлен­ны­ми в мо­ги­ле, сквозь ко­то­рую про­те­кал хо­лод­ный ключ. Нетлен­ны­ми оста­лись и на­тель­ный кре­стик, и Свя­тое Еван­ге­лие, вло­жен­ное в ру­ку свя­то­го.
Святой Иоанн Рижский (Янис  Пом­мер) ро­дил­ся 6 (19) ян­ва­ря 1876 го­да в се­мье пра­во­слав­но­го кре­стья­ни­на-ла­ты­ша.

По Про­мыс­лу Бо­жию бед­но­му сель­ско­му маль­чи­ку пред­сто­я­ла де­ся­ти­лет­няя уче­ба в Риж­ской ду­хов­ной шко­ле, в  ду­хов­ной се­ми­на­рии и даже в Ки­ев­ской ду­хов­ной ака­де­мии. На сте­зю ино­че­ской жиз­ни бу­ду­ще­го по­движ­ни­ка Лат­вий­ской зем­ли бла­го­сло­вил св. пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский.

В 1903 го­ду, в 27 лет, Иоанн  при­ни­ма­ет мо­на­ше­ский по­стриг, в 1903 го­ду ру­ко­по­ла­га­ет­ся в сан иеро­ди­а­ко­ны, а в 1904  — в сан иеро­мо­на­ха.

На­сту­пи­ло вре­мя тяж­ких ис­пы­та­ний и тра­ги­че­ских по­тря­се­ний Пер­вой ми­ро­вой вой­ны и ли­хо­ле­тья 1917 го­да. Ми­ло­серд­ная лю­бовь вла­ды­ки Иоан­на про­сти­ра­лась не толь­ко на его паст­ву, но и на всех страж­ду­щих. Дей­ствен­ная по­мощь бе­жен­цам из Га­ли­ции не толь­ко об­лег­чи­ла их стра­да­ния, но и при­влек­ла мно­гих из них к пе­ре­хо­ду в ло­но Пра­во­слав­ной Церк­ви.

В сен­тяб­ре 1917 го­да Свя­тей­ший Пат­ри­арх Ти­хон на­прав­ля­ет епи­ско­па Иоан­на в Твер­скую епар­хию   на вра­че­ва­ние рас­ко­ла и ере­си. Мест­ное ду­хо­вен­ство, как ста­до, не иму­щее пас­ты­ря, рас­те­ря­лось, а часть свя­щен­ни­ков да­же укло­ни­лась в рас­ко­лы. Ере­ти­че­ству­ю­щие рас­коль­ни­ки за­хва­ти­ли ка­фед­раль­ный со­бор Пен­зы и ос­нов­ные хра­мы. И уже пер­вые ар­хи­ерей­ские служ­бы при­влек­ли к вла­ды­ке серд­ца на­ро­да Бо­жия.

Гос­подь хра­нил пра­вед­ни­ка для даль­ней­ше­го ис­по­вед­ни­че­ства и ру­ко­вод­ства ов­ца­ми Сво­е­го ста­да. В этом мы ви­дим ве­ли­кий про­мы­сел Бо­жий о пра­во­слав­ных лю­дях Лат­вий­ской зем­ли.

Пе­чаль­но бы­ло со­сто­я­ние Пра­во­слав­ной Церк­ви Лат­вии в то смут­ное вре­мя. Не при­знан­ная го­су­дар­ством, она бы­ла от­да­на на раз­граб­ле­ние. Паства бы­ла в рас­се­я­нии, а пра­во­сла­вие го­ни­мо. За го­ды Пер­вой ми­ро­вой вой­ны и ре­во­лю­ции в Лат­вии уни­что­же­но пра­во­слав­ное ду­хов­ное об­ра­зо­ва­ние. Раз­граб­лен­ные и опу­сто­шен­ные во вре­мя ок­ку­па­ции Храмы, бы­ли в за­пу­сте­нии. Ико­но­ста­сы бы­ли раз­гром­ле­ны, ико­ны по­ру­га­ны, рас­пя­тия вы­бра­сы­ва­лись в му­сор.

Латвийская паства сокрушенно об­ра­ти­лась к Свя­тей­ше­му Пат­ри­ар­ху Ти­хо­ну с прось­бой бла­го­сло­вить ар­хи­епи­ско­па Иоан­на на возвращение домой  во имя спасения Православия.

В Ри­ге ар­хи­епи­скоп был встре­чен паствой на вок­за­ле и с крест­ным хо­дом про­сле­до­вал в раз­гром­лен­ный ка­фед­раль­ный со­бор.

Толь­ко бла­го­да­ря неустан­ным са­мо­от­вер­жен­ным тру­дам ар­хи­епи­ско­па Иоан­на уда­лось до­стичь ре­ги­стра­ции Церк­ви как пол­но­прав­но­го юри­ди­че­ско­го ли­ца, и толь­ко  Гос­подь зна­ет, сколь­ко стра­да­ний при­шлось пе­ре­жить вла­ды­ке, со­вер­шая это важ­ней­шее де­ло. Для до­сти­же­ния это­го ар­хи­епи­ско­пу Иоан­ну при­шлось вы­дви­нуть свою кан­ди­да­ту­ру на вы­бо­ры в Сейм. Мно­го уни­же­ний, оскорб­ле­ний и да­же по­бо­ев при­шлось пе­ре­не­сти вла­ды­ке, бу­дучи де­пу­та­том, за сви­де­тель­ство об ис­тине, но толь­ко та­ким пу­тем он смог от­сто­ять Цер­ковь. Так был по­ло­жен ко­нец уни­что­же­нию пра­во­сла­вия в Лат­вии.

Вла­ды­ка Иоанн счи­тал важ­ней­шим для Лат­вий­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви ду­хов­но на­хо­дить­ся в лоне Ма­те­ри-Церк­ви Мос­ков­ско­го Пат­ри­ар­ха­та. Он от­вер­гал все по­ту­ги Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Пат­ри­ар­ха­та и кар­ло­вац­ких рас­коль­ни­ков за­ста­вить Лат­вий­скую Цер­ковь по­рвать с Ма­те­рью-Цер­ко­вью.

За­щит­ник и по­кро­ви­тель обез­до­лен­ных и бед­ней­ших сло­ев на­се­ле­ния, сам вла­ды­ка жил бо­лее чем скром­но. Став­шая его жи­ли­щем тем­ная и сы­рая ком­нат­ка в под­ва­ле ка­фед­раль­но­го со­бо­ра с за­ре­ше­чен­ным око­шеч­ком под са­мым по­тол­ком, бы­ла в крайне за­пу­щен­ном со­сто­я­нии. За­коп­чен­ные сте­ны по­кры­ва­ли пят­на пле­се­ни и сы­ро­сти. Один из ино­стран­ных по­се­ти­те­лей со сле­за­ми на гла­зах вос­клик­нул: «По­верь­те, что в мо­ем оте­че­стве ни один аре­стант не жи­вет в та­кой яме, как Вы, гла­ва Лат­вий­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви».

Неред­ко вла­ды­ку по­се­ща­ли освободившиеся пре­ступ­ни­ки. Вла­ды­ка по­мо­гал им, ка­ю­щим­ся, на­чать но­вую жизнь. Каж­дый ощу­щал ра­дость от об­ще­ния со свя­тым. Доб­рый к доб­рым и ка­ю­щим­ся, ар­хи­епи­скоп был строг к се­бе, про­ти­во­сто­ял упор­ству­ю­щим в за­блуж­де­нии и вра­гам Церк­ви. Охра­няя Цер­ковь, он не ща­дил се­бя и по­это­му поль­зо­вал­ся все­об­щей лю­бо­вью рев­ни­те­лей бла­го­че­стия как в Лат­вии, так и да­ле­ко за ее пре­де­ла­ми.

Од­на­ко здо­ро­вье его бы­ло по­до­рва­но непо­силь­ны­ми тру­да­ми и тя­же­лы­ми усло­ви­я­ми жиз­ни. Стра­дая те­лес­ны­ми неду­га­ми, он был вы­нуж­ден пе­ре­ехать на ар­хи­ерей­скую да­чу у Ки­шо­зе­ра — ме­сто сво­ей му­че­ни­че­ской кон­чи­ны. По­ла­га­ясь на Гос­по­да, вла­ды­ка жил без охра­ны на да­че, на­хо­див­шей­ся в пу­стын­ном ме­сте. Сво­бод­ное вре­мя вла­ды­ка про­во­дил в мо­лит­ве, тру­дил­ся в са­ду, за­ни­мал­ся сто­ляр­ным тру­дом на вер­ста­ке, на ко­то­ром му­чи­те­ли по­том пре­да­ли его страш­ным ис­тя­за­ни­ям.

О му­че­ни­че­ской кон­чине свя­то­го воз­ве­стил по­жар на ар­хи­ерей­ской да­че в ночь с чет­вер­га на пят­ни­цу 12 ок­тяб­ря 1934 го­да. Ни­кто не зна­ет, кто вла­ды­ку под­верг му­че­ни­ям. Но му­че­ния эти бы­ли же­сто­ки­ми. Ар­хи­епи­ско­па при­вя­за­ли к сня­той с пе­тель две­ри и под­верг­ли на вер­ста­ке страш­ным пыт­кам. Все сви­де­тель­ство­ва­ло о том, что но­ги свя­то­го жгли ог­нем, в него вы­стре­ли­ли из ре­воль­ве­ра и жи­во­го пре­да­ли ог­ню.
На по­хо­ро­ны ар­хи­епи­ско­па Иоан­на ка­фед­раль­ный со­бор не мог всех вме­стить. Мно­же­ство на­ро­да сто­я­ло вдоль улиц, по ко­то­рым долж­ны бы­ли про­не­сти остан­ки свя­щен­но­му­че­ни­ка. Па­мять о свя­том хра­ни­лась в серд­цах пра­во­слав­ных, и ни­что, да­же страх пре­сле­до­ва­ний, не мог­ло из­гла­дить ее.
На про­тя­же­нии дол­гих де­ся­ти­ле­тий на По­кров­ском клад­би­ще в Ри­ге у усы­паль­ни­цы свя­щен­но­му­че­ни­ка све­жие цве­ты, све­чи, бо­го­моль­цы. Из­вест­ны фак­ты ис­це­ле­ния и по­мо­щи Бо­жи­ей лю­дям по мо­лит­вам свя­то­го пред­ста­те­ля зем­ли Лат­вий­ской.