В святом Антиминсе нашего храма находятся частицы мощей святых священномучеников Владимира Четверина и Иоанна Рижского, пострадавших за Веру во Христа во времена великой смуты.
Священномученик Владимир Четверин родился в 1874 году, в селе Барахман-Гарт Ардатовского уезда Симбирской губернии в простой, благочестивой семье. С юности возлюбил он путь учительства и возжелал всем сердцем нести людям свет Христовой веры.
Долгое время он работал учителем в школе грамоты, затем – в церковно-приходской школе. В возрасте 36 лет, был рукоположен в сан священника и направлен служить в свое родное село Барахман-Гарт в Мордовии.
У отца Владимира с матушкой Марией было 11 детей, трое из которых умерли в младенческом возрасте. Продолжая путь отца, многие из них подвизались на ниве учительства, а трое его сыновей, как и отец, примут мученическую кончину и будут расстреляны.
Наступали годы великой смуты на Руси. Брат восстал на брата, и множество мучеников и исповедников Христовых мучением и даже смертью своей засвидетельствовали верность ко Господу. Пострадал за Христа и отец Владимир, показав нам, грешным, силу веры Божиих угодников.
В то время у людей без суда и следствия отбирали хлеб, обрекая их на голодную смерть, поэтому прихожане Христо-Рождественской церкви без сомнения доверили хранение зерна своему любимому батюшке Владимиру. Он же, возлюбя ближних своих, как себя, по заповеди Господней и по стремлению чистого своего сердца, отнесся к сему поручению со всею ответственностью и тщанием.
Когда же некоторые из сельчан захотели изъять весь хлеб в обмен на фальшивые деньги, отец Владимир разгадал этот лукавый заговор и встал на защиту прихожан, не побоявшись обидчиков. Тогда гонители, потеряв стыд и совесть, потребовали от священника нарушить тайну исповеди и выдать метрические книги. Однако безстрашный иерей предпочел претерпеть муки, нежели нарушить священническую присягу и выдать церковное достояние.
19 августа 1918 года иерей Владимир в последний раз отслужил Божественную литургию. Ненавистникам Имени Христова не нужно было никаких поводов, кроме верности Богу, чтобы осудить батюшку на страдания и даже на смерть. С этого дня начались честные страдания священника: его изнуряли допросами, пытаясь заставить отречься от веры Христовой. Но страстотерпец с честью отвечал клеветникам, что служение священника заключается не в противлении земной власти, а в том, чтобы воля Божия была «яко на небеси и на земли». Клевету и арест батюшка, по смирению своему, принял безропотно и даже с радостью, а жители Барахман-Гарта, оставшиеся без пастырского попечения, памятуя о том, что Богу все возможно, укрепляли отца Владимира своими непрестанными молитвами и просили снять арест с приходского священника.
В час ночи 1 сентября 1918 года отец Владимир был выведен на расстрел. Ободряемый и укрепляемый Святым Духом Утешителем, он как смиренный агнец претерпел все страдания без ропота и сподобился мученической кончины.
Земля Мордовская, обрела неусыпного молитвенника и смиренного заступника за нас, грешных.
В сентябре 2007 года мощи святого были обретены и перенесены в собор святого Феодора Ушакова в г. Саранске. За свои честные страдания священномученик Владимир сподобился стояния одесную престола Господня, явное свидетельство чему его пречестные мощи, чудесным образом сохранившиеся нетленными в могиле, сквозь которую протекал холодный ключ. Нетленными остались и нательный крестик, и Святое Евангелие, вложенное в руку святого.
Святой Иоанн Рижский (Янис Поммер) родился 6 (19) января 1876 года в семье православного крестьянина-латыша.
По Промыслу Божию бедному сельскому мальчику предстояла десятилетняя учеба в Рижской духовной школе, в духовной семинарии и даже в Киевской духовной академии. На стезю иноческой жизни будущего подвижника Латвийской земли благословил св. праведный Иоанн Кронштадтский.
В 1903 году, в 27 лет, Иоанн принимает монашеский постриг, в 1903 году рукополагается в сан иеродиаконы, а в 1904 — в сан иеромонаха.
Наступило время тяжких испытаний и трагических потрясений Первой мировой войны и лихолетья 1917 года. Милосердная любовь владыки Иоанна простиралась не только на его паству, но и на всех страждущих. Действенная помощь беженцам из Галиции не только облегчила их страдания, но и привлекла многих из них к переходу в лоно Православной Церкви.
В сентябре 1917 года Святейший Патриарх Тихон направляет епископа Иоанна в Тверскую епархию на врачевание раскола и ереси. Местное духовенство, как стадо, не имущее пастыря, растерялось, а часть священников даже уклонилась в расколы. Еретичествующие раскольники захватили кафедральный собор Пензы и основные храмы. И уже первые архиерейские службы привлекли к владыке сердца народа Божия.
Господь хранил праведника для дальнейшего исповедничества и руководства овцами Своего стада. В этом мы видим великий промысел Божий о православных людях Латвийской земли.
Печально было состояние Православной Церкви Латвии в то смутное время. Не признанная государством, она была отдана на разграбление. Паства была в рассеянии, а православие гонимо. За годы Первой мировой войны и революции в Латвии уничтожено православное духовное образование. Разграбленные и опустошенные во время оккупации Храмы, были в запустении. Иконостасы были разгромлены, иконы поруганы, распятия выбрасывались в мусор.
Латвийская паства сокрушенно обратилась к Святейшему Патриарху Тихону с просьбой благословить архиепископа Иоанна на возвращение домой во имя спасения Православия.
В Риге архиепископ был встречен паствой на вокзале и с крестным ходом проследовал в разгромленный кафедральный собор.
Только благодаря неустанным самоотверженным трудам архиепископа Иоанна удалось достичь регистрации Церкви как полноправного юридического лица, и только Господь знает, сколько страданий пришлось пережить владыке, совершая это важнейшее дело. Для достижения этого архиепископу Иоанну пришлось выдвинуть свою кандидатуру на выборы в Сейм. Много унижений, оскорблений и даже побоев пришлось перенести владыке, будучи депутатом, за свидетельство об истине, но только таким путем он смог отстоять Церковь. Так был положен конец уничтожению православия в Латвии.
Владыка Иоанн считал важнейшим для Латвийской Православной Церкви духовно находиться в лоне Матери-Церкви Московского Патриархата. Он отвергал все потуги Константинопольского Патриархата и карловацких раскольников заставить Латвийскую Церковь порвать с Матерью-Церковью.
Защитник и покровитель обездоленных и беднейших слоев населения, сам владыка жил более чем скромно. Ставшая его жилищем темная и сырая комнатка в подвале кафедрального собора с зарешеченным окошечком под самым потолком, была в крайне запущенном состоянии. Закопченные стены покрывали пятна плесени и сырости. Один из иностранных посетителей со слезами на глазах воскликнул: «Поверьте, что в моем отечестве ни один арестант не живет в такой яме, как Вы, глава Латвийской Православной Церкви».
Нередко владыку посещали освободившиеся преступники. Владыка помогал им, кающимся, начать новую жизнь. Каждый ощущал радость от общения со святым. Добрый к добрым и кающимся, архиепископ был строг к себе, противостоял упорствующим в заблуждении и врагам Церкви. Охраняя Церковь, он не щадил себя и поэтому пользовался всеобщей любовью ревнителей благочестия как в Латвии, так и далеко за ее пределами.
Однако здоровье его было подорвано непосильными трудами и тяжелыми условиями жизни. Страдая телесными недугами, он был вынужден переехать на архиерейскую дачу у Кишозера — место своей мученической кончины. Полагаясь на Господа, владыка жил без охраны на даче, находившейся в пустынном месте. Свободное время владыка проводил в молитве, трудился в саду, занимался столярным трудом на верстаке, на котором мучители потом предали его страшным истязаниям.
О мученической кончине святого возвестил пожар на архиерейской даче в ночь с четверга на пятницу 12 октября 1934 года. Никто не знает, кто владыку подверг мучениям. Но мучения эти были жестокими. Архиепископа привязали к снятой с петель двери и подвергли на верстаке страшным пыткам. Все свидетельствовало о том, что ноги святого жгли огнем, в него выстрелили из револьвера и живого предали огню.
На похороны архиепископа Иоанна кафедральный собор не мог всех вместить. Множество народа стояло вдоль улиц, по которым должны были пронести останки священномученика. Память о святом хранилась в сердцах православных, и ничто, даже страх преследований, не могло изгладить ее.
На протяжении долгих десятилетий на Покровском кладбище в Риге у усыпальницы священномученика свежие цветы, свечи, богомольцы. Известны факты исцеления и помощи Божией людям по молитвам святого предстателя земли Латвийской.